Знай своего врага и знай себя: тогда в тысяче битв не потерпишь поражения! говорил Сунь Цзы. Вот и нам всегда полезно изучать тех, кто в любой момент могут стать нашими идеологическими врагами. Например, знаете ли вы, что думают о столь привычной нам концепции Серый человек активные представители левацкого большинства? А вот что
Автор Патрик Стедман
(ribbonfarm.com)
Перевод Артём Костин (lastday.club)
Буквально через несколько дней после избрания Трампа президентом, один мой друг написал в Твиттере, что вот теперь-то он точно купит пистолет. Полгода спустя другой мой приятель процитировал ему этот твит с осторожным вопросом сдержал ли тот человек своё обещание? С сомнением в том, что он это реально сделал.
Хотя такое внимание к чужим высказываниям меня несколько пугает, я полагаю, что именно такое поведение мы должны поощрять в правильно функционирующей демократии, в той, в которой люди испытывают чувство общности, и в которой понимают, что от действий и слов одного человека зависит очень многое.
Ведь было бы намного хуже, если бы тот мой товарищ таки купил пистолет, научился им пользоваться, но никому об этом не сказал, замаскировавшись среди своих коллег, большинство из которых не имеют ни малейшего отношения к огнестрельному оружию.
Это сделало бы его серым человеком, похожего, с одной стороны, на типичного выживальщика, но с другой категорически им не являющегося.
Согласно наиболее распространённому определению, серый человек (gray man) это человек, который обладает навыками, способностями и намерением сливаться с любой ситуацией и окружением, не выделяясь и скрывая свои истинные навыки, способности и возможности от других. На данный момент, эту концепцию активно используют современные выживальщики, полагая, что типичная одежда и поведение серого человека повысит их шансы на выживание, если начнётся Большой П**ец.
Сторонники концепции серый человек считают, что обычная тактическая экипировка это как сигнал подстрели меня первым, поэтому предпочитают использовать неброскую модульную многослойную одежду, позволяющую им избегать внимания до того момента, когда применение силы становится неизбежным. Так, например, серый человек не станет носить сумки для выживания с очевидными милитари-элементами, типа камуфляжной расцветки, гидраторов, панелей MOLLE и других подобных вещей. Своё снаряжение такой человек будет носить в самой обычной сумке, которая, тем не менее, незаметно оснащена баллистическими вставками и специальными карманами, облегчающими извлечение огнестрельного оружия.
Что касается меня, то я рассматриваю данную концепцию не только как стиль поведения, но и как определённую зарождающуюся (но пока ещё активно не высказываемую) политическую идентичность. Такой человек обычно не особо высказывает свои политические идеи, но в тайне прорабатывает широкий спектр апокалиптических политических сценариев от полноценной левой культурной революции, то технократического феодального сепаратизма. Однако политика серого человека отличается от крипто-фашизма или другой крипто-политики тем, что не требует веры в какую-либо конкретную систему. У серого нет каких-то особых идей и принципов, кроме его личной секретной подготовки. И даже если ему нечего сказать на политических дебатах настоящего, он всё равно будет чувствовать себя важным и посвящённым, готовясь к политической ситуации мира будущего.
Теоретики выживания разработали концепцию серого человека в качестве ответа на предполагаемую угрозу ненависти к выживальщикам. О ней, например, активно рассказывал блогер Selco, исходя из своего опыта Балканской войны.
По его словам, он видел, как некоторые из его более подготовленных соседей активно раздавали припасы менее подготовленным людям в первые недели конфликта. И всего несколько недель спустя эти щедрые товарищи были либо ограблены, либо убиты. Selco говорит, что воры и убийцы оправдывали свои поступки тем, что подготовленные были либо каким-то образом виновными в усилении творящегося хаоса, либо в том, что они заранее обо всём знали, но не помогли подготовиться другим. Блогер напоминает своим читателям о типично отношении школьников к тем, кто лучше учился и был готов к контрольным работам их многие чморили и называли ботаниками.
Selco напрямую призывает своих читателей практиковаться в сером образе жизни, подчёркивая, что это нужно начинать задолго до того, как БП формально начнётся. В своих рекомендациях он доходит до того, что советует родителям хранить снаряжение и оружие в тайне от детей, чтобы те не обсуждали его со своими соседскими друзьями.
Именно эта позиция, скорее всего, и легла в основу термина серый человек.
Самое раннее официальное упоминание этого термина, которое я смог найти в блоге Western Rifle Shooters Association, в контексте разговоров об огнестрельном оружии и антиправительственной политике. И тут данный термин рассматривался исключительно критически. На уровне Молодой серый трусливый слабак, взрослый заблудший старый дурак.
Исходя из этого, у меня сразу же возник вопрос стоит ли вообще быть серым, если эта такая личная ответственность? Не лучше ли принять идею, что выживание явление социальное?
Для американских либертарианцев и антиправительственных борцов, концепция серый человек вступает в прямое противоречие с их основным желанием продвигать и разделять свои политические убеждения. Впрочем, не всегда. Те же Western Rifle Shooters Association утверждают, что серые вполне способны на групповое взаимодействие. Но преимущественно с другими серыми и всегда в тайном уединённом месте.
В более поздних статьях по тематике gray man начинает продвигаться идея того, что это ситуационная стратегия для некоторых фантастических сценариев выживания в городах. Не удивительно, ведь для многих молодых выживальщиков, искусство выживания не столько социальная и политическая идентичность, сколько хобби.
При этом военные и правительственные агенты под прикрытием также активно используют концепцию серого человека, особенно когда речь идёт о ситуации с заложниками и контртеррористической деятельности. Чтобы получить примерное представление того, как могут выглядеть такие профессиональные серые вот вам возможное изображение подобного гражданина (если хотите разглядеть детали, нажмите на фото, чтобы открыть его в большой формате).
По словам автора твита, сильно прорезиненная и удобная, но в то же время деловая, обувь свидетельствует о том, что это агент под прикрытием, готовый действовать.
Однако даже если вы заметите в толпе кого-то, кто походит на серого, вы никогда не сможете сходу определить профессионал ли это под прикрытием или косплеер, который на практике ничего не может.
Когда я говорю с моими друзьями о концепции серого человека, они мне обычно говорят: Это же типа нормкор для выживальщиков?. А в том-то и дело, что gray man действительно похож на изначальную концепцию нормкора, по крайней мере такую какая была объявлена арт-группой K-HOLE в своем докладе Youth Mode: A Report on Freedom, опубликованном в конце 2013 года.
Однако есть и одно ключевое отличие мотивация. Согласно формулировке K-HOLE, нормкор путь к более мирной жизни через осознание того, что адаптируемость ведёт к образованию связей и ощущению принадлежности к общности.
Что касается концепции серого человека, то основные её мотивы готовность, избегание кинетической конфронтации и возможность смешаться с агрессивной толпой.
Разумеется, изначальная концепция нормкора, попав в оборот, серьёзно изменилась. Теперь это узнаваемый стиль, который позволяет людям выглядеть круто, не прикладывая особых усилий. То же самое случится и с концепцией gray man, если компании по производству одежды возьмут её в качестве идеи. А многое указывает на то, что однозначно возьмут.
Как, например, уже были взяты в разработку такие явления, как кемпинг-шик и горпкор.
Кемпинг-шик (camping chic) был отмечен в коллекциях Prada, Balenciaga и Vetements весна/лето 2018 год, а также в коллекции одежды DIRT от Рика Оуенса (представьте себе большие кожаные мешки, напоминающие кобуру, в области бедра).
Термин горпкор (gorpcore) был придуман журналистом NYMag Джейсоном Ченом. По его словам, это почти то же самое, что и нормкор, только идеализирующий не торговый центр, а лес. Также Чен полагает, что причиной популярности этого стиля стала усталость общества после выборной лихорадки.
Говорить о надвигающейся катастрофе стало нормой для представителей всего политического спектра. И несмотря на то, что в газетах NYT и New Yorker до сих пор появляются насмешливые статьи, описывающие типичных выживальщиков, именно эти статьи и станут для столь распространённого образа воротами в культуру.
По мере того, как идеи выживания становятся мейнстримом, они начинают взаимодействовать с другими подобными течениями, типа крипто-панка и анархо-примитивизма. И вместе с ними может стать популярной и концепция серого человека. Всё больше и больше людей будут готовы скрывать свои реальные навыки, легально маскируясь среди окружающих.
Большинство статей о сером человеке утверждают, что любой желающий может стать таким. Есть, правда, некоторые сдерживающие факторы. В число основных входят 1) слишком высокий/низкий рост 2) женский пол и сексуально-привлекательная внешность. Вот пример того, какие советы дают женщинам, которые собираются серым человеком:
Важно помнить о любых демаскирующих запахах, например запахах еды,
мыла или пороха. Думайте о том, что вы делаете, что говорите и что
носите это вызывает у людей определённые мысли, не всегда добрые.
Это особенно важно для женщин. Когда дерьмо полетит на вентилятор,
джентльменов не останется, а власть имущие будут брать то, что
захотят. Обращайте особое внимание на визуальные знаки и намёки,
которые вы невольно и в силу природы будете давать окружающих. Это,
например, выгибание спины, движения бёдрами, случайные касания. Они
могут поставить вас в опасную ситуацию, из которой вы, возможно, не
сможете выбраться.
из статьи HowtoBetheGrayManWhenSHTF
Также существует мнение, что темнокожему человеку сложно быть реально серым во многих регионах нашей страны. Другое мнение утверждает, что ношение заметных профессиональных аксессуаров, типа светоотражающих жилетов, также позволяет людям избегать внимания и получать доступ на запрещённые для прохода территории.
Для национальных меньшинств в США, действия, необходимые для того, чтобы пережить катастрофу, часто криминализируются или демонизируются. Много ярких примеров подобного явления произошло во время урагана Катрина, например, когда чёрные семьи, тащащие сквозь водяные потоки припасы, обвинялись в воровстве и грабежах, а белые, в аналогичных ситуациях, просто делали удачные находки. Кроме того, полиция из богатой общины Gretna открыла огонь по беженцам, пытающимся проникнуть на охраняемую территорию. Что лишний раз показывает, что границы по расовому и национальному признаку могут образоваться во время стихийного бедствия совершенно спонтанно. Известен и другой случай когда полицейские застрелили ребёнка и психически-нездорового мужчину, которые пытались тайком пробраться в дом друга их семьи. Этих офицеров смогли привлечь к ответственности только в 2012 году.
Разработчики теории серого человека часто отмечают, что лучшая тактика выживания в целом не покидать жилище. А быть серым стоит тогда, когда приходится по разным причинам пересекать пространство за пределами дома. Например, в процессе сбора информации о происходящем или во время поиска снаряжения и припасов.
Вот только не будет ли такой человек, вооруженный навыками, оружием и умением маскироваться, главным хищником в постапокалиптичсеком мире?
А ведь в США быть белым серым человеком очень удобно можно безнаказанно накапливать оружие и припасы, официально продолжая считаться субъектом, достойным материальной помощи извне.
Подобно тому, как влияние на простой народ позволяет таким людям, как Джордж Буш и Уоррен Баффет сохранять власть и положение в обществе, маскировка под безвредного обывателя, совместно с сокрытием реального запаса средств и снаряжения, может стать основной выигрышной стратегией в XXI веке.
Некоторые аспекты левого акселерационизма (L/ACC) схожи с этосом серого человека. Вот примерная цитата из манифеста акселерационистов:
Фетишизация открытости, горизонтальности и инклюзивности среди большей части сегодняшних радикальных левых подготовила огромную почву для злоупотребления. Секретность, вертикаль и изоляция всё это не менее эффективный залог успешности политических действий. Причём не только в исключительных случаях.
А ведь если левые реально попытаются перенять концепцию серого человека и начнут использовать её в своей прогрессивной деятельности, это может иметь неприятные последствия. Уход от бесконечного диалога в сторону создания активной тайной организации это реально может дестабилизировать ситуацию.
Нет ничего необычного в том, что человек, исповедующий определённую политическую ориентацию (например, социалист), окажется несовместимым с будущим, к которому он готовится (для социалиста анархо-капитализм, например). И такое несоответствие, особенно проявляемое в быту и повседневности, служит источником постоянного когнитивного диссонанса.
Но что, если такой человек начнёт чувствовать, что из-за его скрытности и маскировки он получает преимущество перед окружающими? Он становится серым человеком. И это может стать проблемой в будущем.
По моему мнению, есть три основных способа использования концепции серого человека:
И каждый из таких подходов проблематичен и затратен с точки зрения налаживания социальных связей и создания общности.
Одно дело высмеивать слежку доброхотов в социальных сетях, но совсем другое понимать, что в обществе есть куча людей с серой идентичностью, которые незаметно готовятся к катастрофе. К катастрофе, к которой большинство окажется неготовыми, что приведёт исключительно к эскалации внутренних социальных конфликтов.
Оригинальная статья (Dont) Be the Gray man