Давайте вместе посмотрим на то, какие известные голливудские фильмы про выживание фокусируются на практических навыках, а какие ставят драматический эффект выше реалистичности.
Автор Kevin Estela
Когда Голливуд не переснимает или не переосмысливает своё старое кино с сомнительным кастингом, вроде Дуэйна Скалы Джонсона на всех ролях, то порой у них выходят довольно неплохие фильмы про выживание. Которые благодаря своему высокому качеству и отличному сценарию могут вдохновить целое поколение ходить в походы и следовать активному образу жизни. И хотя удачных произведений немало, не стоит забывать и про неудачные Появляющиеся из-за того, что даже коллективным усилиям сценаристов, режиссёров и технических консультантов не всегда удаётся обеспечить точность и правдоподобие. Так что мы возьмём шесть самых известных голливудских фильмов про выживание и разберём, какие из них достойно показывают реальное положение дел, а какие вызывают испанский стыд.
Что может один, может и другой! эта строчка застревает в памяти надолго. В этом крутом фильме Энтони Хопкинс (в роли миллионера Чарльза Морса) и Алек Болдуин (в роли фотографа Роберта Боба Грина) пробираются через дикую местность Аляски после крушения их самолёта. На грани идеально показывает главные сложности выживания ну, почти идеально. Сцена, где под зловещую музыку появляется медведь, чтобы съесть ассистента фотографа, по-настоящему ужасает, и даёт понять, с чем персонажам придётся столкнуться в ближайшем будущем.
Главный герой, Чарльз блестящий миллионер, чьи знания о выживании по большей части теоретические. Но перед суровым испытанием, о котором он пока не подозревает, его жена (которую играет топ-модель Эль Макферсон) дарит ему карманные часы, инструкцию по выживанию и складной нож. Алек Болдуин (который, кстати, активно выступает за легальное ношение оружия) играет фотографа, мечтающего запечатлеть точный образ дикой природы, для чего и отправляющегося в эту поездку. И вот они оба летят на самолёте, который внезапно сталкивается со стаей птиц и падает в озеро. Вот тут-то и раскрывается интересная нам тема, причём весьма неплохо.
Главные герои безуспешно пытаются разжечь огонь, пока Боб не догадывается использовать сигнальную ракету для этого. Они бродят кругами, тщетно пытаясь найти свой костёр, что только добавляет отчаяния происходящему. Чарльз ловит форель с помощью звена от своих часов, а также строит ловушку, чтобы поймать белку. Фильм подчёркивает важность ножа как инструмента для многих целей: сделать копьё, быстро выбраться с тонущего самолёта, срезать хвойные ветви для костра. А способ, которым персонажи убили медведя, был не только интересным для просмотра, но и довольно реалистичным.
Как уже было сказано, фильм почти идеален. Нельзя простить тот момент, когда Чарльз режет подушечку пальца, добывая кровь, чтобы привлечь медведя. В дикой природе руки наш главный инструмент, так что лучше найти менее важные места на теле, откуда можно взять кровь. Но в целом, этот фильм реалистично описывает происходящее. Герои правильно обустраивают хижину, постоянно держат при себе винтовку, эффективно накладывают жгут на ранение, спасаются на каноэ и подают сигнал о помощи, сделав из зелени генератор дыма для костра на берегу. Да и концовка тут просто невероятная.
Сразу уточним это не голливудские фантазии, а фильм о выживании, основанный на реальных событиях. Или очень убедительной выдумке тут мнения расходятся. Если конкретно мемуары The Long Walk бывшего польского военного Славомира Равича, арестованного НКВД в 1939 году. И отправленного в один из сибирских лагерей. В фильме Путь домой несколько заключённых решают сбежать и пешком пробираться через глушь к свободе. Главная проблема, которая здесь постоянно бросается в глаза это расстояния, которые персонажам приходится преодолеть. Как только подумаешь, что пора бы разношёрстной команде сделать привал, им снова приходится искать в себе силы и идти дальше. Короче говоря, весь их путь из плена на волю занимает около 6500 км, что больше, чем расстояние от Москвы до Камчатки.
Фильм довольно достоверно рассказывает об особенностях выживания в разных типах климата. Как только узники сбегают, они сооружают себе зимние очки из берёзовой коры, чтобы справиться со снежной слепотой. Позже они идут вдоль Байкала, где, как известно, водится гнус. Насекомые терроризируют их, пока герои не замечают у одного из местных самодельный репеллент из растений, развешенных вокруг шеи. Потом они движутся дальше на восток, где сталкиваются с условиями пустыни и беспощадным жаром солнца. Персонажи стараются найти пищу любым возможным способом, и относятся к ней, как к благословению каждый раз, когда находят. Другой важный аспект, который картина подаёт правильно важность морального состояния. В разных сценах герои весьма реалистично проходят фазы эйфории, отчаяния и скуки.
Что ещё здесь цепляет, так это идея добавления нового человека в группу. Беглецам приходится в серьёзном споре решать, помочь ли девушке, которую они встретили, или же оставить её позади. Это решение может им дорого стоить, ведь в этом случае двухдневный запас пищи на одного становится однодневным запасом на двоих. Эту моральную дилемму Голливуд показал реалистично, ведь и в жизни бывают подобные сценарии, когда во время бедствия приходится выбирать, принять ли у себя пострадавшего соседа или семью.
Пожалуй, главный момент который этот фильм о выживании правдиво освещает мотивация. В руководствах по выживанию люди часто пропускают разделы о позитивном настрое и психологических проблемах, возникающих от изоляции или перенапряжения, а здесь этому моменту уделили немало внимания. Особенно интересно наблюдать за игрой актёров, которые прекрасно передали те неимоверные усилия, которые путникам приходится прилагать, чтобы просто переставлять ноги. И пусть у этого фильма нет крутых наград, его точно стоит посмотреть.
Астронавта Марка Уотни (сыгранного Мэттом Дэймоном) сочли мёртвым и бросили одного на далёком Марсе, где ему предстоит как-то выжить Марсианин цепляет выживальщиков совершенно особым образом. Как ни крути, практически все фильмы про выживания рассказывают о героях, оставленных один на один с природой нашей родной и знакомой планеты. А тут всё иначе. И, хоть мы ещё не были на красной планете, идеи, представленные в нём, могут пригодиться не только в недалёком (я очень надеюсь) будущем, но и в нашей реальной жизни.
После того, как остальная команда покидает Марс, Уотни приходится разбираться с повреждённым скафандром, и, что важнее, с ранением. Он возвращается на базу и оказывает там себе первую (и единственно ему доступную) помощь. Приятно, что киноделы не наделили героя суперспособностью игнорировать боль несмотря ни на что. Приоритеты выживания всегда непрерывно изменяются, но нужно первым делом позаботиться о своём здоровье, прежде чем начать добывать себе пропитание.
Кстати о пропитании: очень здорово показано, как астронавт оценил свои припасы и нашёл рациональное решение, как увеличить запас провизии. Не факт, конечно, что в реальности картофель удастся вырастить в самодельной теплице с помощью регидратированных фекалий и марсианского грунта, но придержите пока скептицизм. Позже в картине мы видим Уотни без рубашки, истощённого от низкокалорийной диеты. Нередко актёры (как, например, Кристиан Бейл) удивляют зрителей физическими трансформациями, но тут, когда сравниваешь актёра в конце и в начале фильма, это вызывает настоящий шок. Такое внимание к образу убеждает нас в том, что персонаж действительно пытается выжить.
Кроме голода, в Марсианине отлично показывается, как человек может быть изобретательным при ограниченных ресурсах. Даже в тысячах километрах от Земли, герою на помощь приходит старая добрая изолента (или её аналог для астронавтов), которой он заклеивает свой повреждённый шлем. А когда понадобился огонь, он соскоблил древесину с распятия, оставленного одним их коллег. Чтобы послать сигнал, он нашёл камеру старого марсохода и использовал шестнадцатеричную систему для общения. Уотни просто олицетворяет дух импровизации.
Если Путь домой показывает важность упорства, то Марсианин демонстрирует другой психологический аспект. Уотни ежедневно записывает голосовой дневник о своей деятельности и успехах. Порой ведение записей и проговаривание вслух может помочь найти новые идеи и силы воплотить их в жизнь. Или составить план, который приведёт к осуществимой цели. Записывать мысли лучше, чем держать всё в голове.
Также стоит отметить концовку. Спойлер: после возвращения на землю герой становится инструктором по выживанию для следующих поколений астронавтов.
Пожалуй, в нашей коллекции это наименее известная картина. В главных ролях здесь Билли Зейн (Джек) и Келли Брук (Дженнифер), а история повествует о выживании на пустынном острове, любовном треугольнике с матросом по имени Мануэль (сыгран Хуаном Пабло Ди Паче) и огромном количестве сомнительных действий. Сюжет довольно прост. Очень богатая пара отправляется в круиз, но на корабле случается пожар, что заставляет людей броситься в океан, и в итоге, три главных героя оказываются выброшены на берег. Сначала лишь Дженнифер и Мануэль обнаруживают друг друга, но через пару дней они также находят потерявшего сознание Джека. А когда он приходит в себя, начинаются бесконечные обвинения, ложь и насилие.
Несмотря на то, что напряжение предсказуемое, а сюжет смехотворный, здесь можно найти редкие моменты с неплохой демонстрацией навыков выживания. Во-первых, Джек вытаскивает на берег затонувшую шлюпку и чинит её, правда, потом Дженнифер и Мануэль её крадут. Во-вторых, для рыбалки с копьём используют плавательные очки. Когда один из участников убедился в их полезности, другой сделал из бутылки импровизированную маску для ныряния. Но, как это бывает при дефиците, если ресурсы ограниченны, начинается конкуренция. Когда Дженнифер понимает, что её муж не так успешно добывает пропитание, как Мануэль, её супружеская верность отходит на второй план. Так что она уходит из одной отвратительно построенной хижины в другую и лежит там в обнимку с другим парнем прямо перед носом у супруга.
Если искать в этом фильме комментарий по поводу человеческой натуры, то можно задаться вопросом, будут ли трое незнакомцев сотрудничать ради выживания, или же пойдут на конфликт, как в этом сценарии. Безусловно, как мужчины совершали веками глупые поступки из-за женщин, так и женщины из-за мужчин, да и тема измены тоже далеко не нова. Однако, что делает этот фильм таким неловким, так это то, что всё происходит на открытом пляже, на глазах у неудачливого мужа. Может, фильм не так уж переборщил с яростью и агрессией позже по сюжету. Но вот таймлайн уже заставляет сомневаться в происходящем: всё случается в очень уж короткий промежуток времени.
Кроме того, у фильма есть реальные проблемы с неутолимым либидо персонажей. И это при том, что они на острове, голодные, в стрессе, просто испытывают дискомфорт от невозможности нормально помыться, да и элементарно не имеют туалетной бумаги. Пусть даже Дженнифер и играет топ-модель сложно представить, что кто-нибудь в такой ситуации направит работу мозга на что-то, кроме вопросов выживания и попыток не умереть с голоду на необитаемом острове. Что характерно, купальник героини на протяжении всего фильма, остаётся идеально белым.
Как только вышел трейлер этого произведения, мы были в восторге, ожидая что-то похожее на такие легендарные фильмы про выживание, уровня Последнего человека на Земле с Винсентом Прайсом или Человека Омега с Чарлтоном Хестоном. Было приятно взглянуть на этакую мечту браконьера: охоту на оленей посреди Манхэттена на красном Мустанге с винтовкой AR-15. Уилл Смит исполнил главную роль военного медика Роберта Невилла. По сюжету, он единственный выживший после глобальной эпидемии, который пытается разработать вакцину против болезни, превратившей остальное человечество в звероподобных хищных монстров. На самом деле, у фильма был отличный потенциал показать практики выживания. Главный герой регулярно занимается физической подготовкой, ищет запасы по опустевшим квартирам, хранит дома оружие, чередует пищу и выращивает собственный урожай. У картины был правильный рецепт, но несколько плохих ингредиентов испортили общее впечатление.
Доктор Невилл заботился о своей безопасности на базовом уровне: обливал порог своего дома хлоркой, чтобы скрыть свой запах, устанавливал таймер на часах для отслеживания времени до захода солнца. Но нельзя сказать, что этого было достаточно. Он вполне мог менять укрытие каждую ночь. Ничто не мешало ему, например, спрятаться в банковском хранилище, полицейском участке, тюрьме, или, в конце концов, забраться на лодку и отплыть от берега. А если бы он немного поискал ключи по карманам мертвецов, то мог бы иметь любой транспорт. Будь мы на месте героя, давно бы ездили на бронемашине или даже личном танке. При всём уважении к его выбору (Ford Expedition), можно было найти транспорт и получше. И это при том, что персонаж, по идее, единственный счастливчик с иммунитетом и интеллектом выше среднего.
Внимание, спойлер: переходите к следующему фильму, если боитесь узнать концовку! Пожалуй, что больше всего раздражает в этой картине, это финал. Всё это время доктор Невилл старался сохранять душевное равновесие. Он устанавливал ловушки для заражённых, но в какой-то момент сам попадает в одну из них. На его собаку нападают зомби-псы, и теперь она тоже заражена. Герою приходится убить её, и, похоже, после этого он совсем сдаётся. Когда он встречает других выживших, женщину и её ребёнка, то забирает их к себе. Однако их дом атакуют, и тогда доктор, спрятав людей в безопасном тайнике, совершает самоубийство с помощью гранаты. Есть и альтернативная концовка, и она нравится нам куда больше, чем эта демонстрация слабости и саморазрушения.
Месть, выживание в суровых условиях, отличный актёрский состав чего ещё нужно, чтобы создавать хорошие фильмы про выживание? Что ж, сколько бы наград не получила эта картина, исторической точности в ней не хватает. Не поймите меня неправильно, кино вышло увлекательным, но на него точно не стоит полагаться, если хотите больше узнать об охотниках того времени. История повествует о Хью Глассе (сыгран Леонардо ДиКаприо), знаменитом американском первопроходце и реальной исторической личности. По сюжету он был ранен медведем, а его товарищ, Джон Фицджеральд (Том Харди), бросает его умирать. Но Гласс выживает и отправляется на поиски предателя. Звучит круто, правда? На деле, всё значительно хуже.
Зрителей пытаются убедить, что действие происходит в жутком холоде, но не похоже, что мороз как-то влияет на Гласса, когда он уплывает от коренных американцев по ледяной реке. Никакого шока от погружения в ледяную воду, так, зашел, вышел. Позже герой верхом на лошади прыгает с холма, проносится сквозь лес в стиле Рэмбо, а потом, чтобы согреться, вспарывает бедной лошадке, явно офигевшей от происходящего, живот и прячется внутри Если вы ещё не бросили читать после подобных нелепостей, то вам будет интересно узнать, что в реальности большая часть похождений Хью Гласса проходила поздним летом. И сразу как-то действия становятся логичнее. Ну, кроме жестокого обращения с лошадкой.
Также может вызвать смешок тот момент, когда главный герой добывает огонь с помощью кремня и огнива, и у него сразу же получается мощное пламя, без постепенного разгорания. Скорее всего на съёмках использовали какую-то горючую жидкость, но в реальности это точно так не работает. Этот метод ненадёжен даже при малейшей влажности, так что тут точно не обошлось без голливудской магии.
Мы знаем, что многие из вас интересуются огнестрельным оружием, и в Выжившем достаточно экшена с дульнозарядными ружьями. Однако удивительно, какой меткостью обладают персонажи из XIX века, что их мастерству бы позавидовал любой современный инструктор по стрельбе. Да, американцы весьма успешно использовали огнестрел в войне с Британией за век до событий фильма, но здесь хочется доставать жёлтую карточку при каждом невозможном выстреле, а их, поверьте, достаточно.
Голливудское кино делается в первую очередь для развлечения, а не для обучения. Оно позволяет отвлечься от реальности, погрузиться на полтора или больше часа в выдуманный мир, где актёры лишь притворяются, что им грозит опасность. А мы всегда можем нажать на кнопку, перемотать, или поставить эту увлекательную историю на паузу. И пускай некоторые фильмы про выживание нас вдохновляют, не стоит забывать, что это всего лишь кино. Полагаться на них, как на инструкцию не стоит, как и слишком увлекаться сюжетом и драмой, думая, что в реальности вы будете вести себя как главный герой. Не забывайте, на съёмках, если что-то идёт не по плану, режиссёр всегда может остановить процесс и переснять сцену. Но если что-то случится с вами в реальности, у вас точно не будет второго дубля.
Источник Hollywood Survival: The Best and Worst Survival Movies