Представленный далее материал подготовлен применительно к снайперской паре, но также может быть использован и другими людьми, в том числе гражданскими, при уклонении от преследования служебными собаками.
Пока розыскные группы с собаками остаются потенциальной угрозой, снайперская команда должна предпринимать определенные меры противодействия. Практически всегда хорошими мерами защиты являются основные пехотные навыки: хорошая маскировочная дисциплина, звуко- и светомаскировка, отсутствие мусора.
Поисковые собаки могут обнаружить снайперскую команду либо по следам, либо по точечным источникам, таким как человеческий запах на месте укрытия. Очень важно пытаться скрыть или уменьшить количество следов вокруг укрытия, особенно возле опушек или вблизи района цели команды. Наблюдаемые ориентиры обычно являются основными направлениями движения. Прочесывание опушек вдоль наблюдаемых дорог или перекрестков является излюбленной тактикой розыскных групп с собаками.
При передвижении в район цели, снайперская команда должна применять следующие контрмеры:
При поиске снайперской команды собаки используют и другие запахи, остающиеся после команды или вокруг нее. Одним из источников запаха является пот, выделяющийся при физических усилиях или от страха. Влажная одежда или материя, впитавшая влагу из окружающей среды, удерживает запах. Мыло или дезодорант, которыми снайпер пользовался перед выходом на операцию, помогают собаке обнаружить команду. Посторонние запахи, такие как запахи масел, консервантов, лаков, и нефтепродуктов также помогают собакам. Если позволяет время, снайпер должен попытаться изменить свою диету и перед операцией употреблять то, что едят местные жители.
Когда снайперская команда впервые прибывает в район действий, лучше всего первоначально двигаться в направлении от 90 до 170 градусов от цели. Объекты или предметы одежды, не принадлежащие никому из членов команды, должны (быть приготовлены заранее и) переноситься в районе действий в (герметичных) пластиковых пакетах. Когда команда впервые начинает движение, из пакета нужно вытащить предмет одежды или кусок ткани и оставить его на следе, ведущем в противоположную от цели сторону.
Этот шаг может запутать собаку достаточно надолго и даст команде преимущество. Кроме того, если собаки будут задействованы позже, запах команды будет очень слабым, тогда как этот запах все еще будет оставаться сильным.
При передвижении команда должна стараться избегать областей с большим количеством листвы, поскольку такие места дольше удерживают запах. Периодически, если позволяет ситуация, передвигайтесь через открытые пространства, которые в течение дня освещаются солнцем и которые не защищены от ветра. Ветер относит запах в сторону и в конечном счете уносит его полностью; солнце очень быстро разрушает запах.
Если позволяет ситуация, меняйте направление движения на открытых местах, чтобы заставить собаку потерять след. Если собаки находятся сзади очень близко, передвижение по воде не собьет их с толку, поскольку запах останется в воздухе над водой. Передвижение по воде только замедлит движение команды. Распыление позади себя газа CS или использование крови, смесей специй или любых других смесей не даст собаке учуять запах команды, но такой прием не эффективен с тренированной собакой- следопытом.
В то время как собаку не запутать перемещением по воде, если она находится близко, протекающая вода, такая как ручей с быстрым течением, запутает собаку, находящуюся в нескольких часах позади. Однако области с большим количеством листвы, застоявшимся воздухом и небольшим количеством солнечного света удерживают запах дольше. Поэтому, команда должна постараться избегать любых заболоченных областей.
Снайперская команда должна передвигаться через области, которые часто посещаются другими людьми, поскольку это запутает запаховую картинку для собаки. Члены команды время от времени должны разделяться, чтобы запутать собаку. Наилучшим местом для этого являются районы, часто посещаемые местными жителями.
Если по следу снайперской команды идет собака-следопыт, не нужно бежать, поскольку это усилит запах. Команда может попытаться измотать кинолога и запутать собаку, однако всегда должна искать хорошее место, куда можно сделать крюк, организовать засаду и уничтожить или ранить кинолога, а не собаку. Собака-следопыт обучается кинологом, и она будет защищать его, если он ранен. Такая практика позволяет команде оторваться и уйти из района, пока оставшаяся часть команды следопытов оказывает помощь кинологу. Кроме того, собака не может эффективно работать ни с кем, кроме своего кинолога.
Если розыскная группа с собакой движется в район действий, сначала снайперская команда должна проверить направление и силу ветра. Если команда находится с подветренной стороны от ожидаемого района поиска, шансы на обнаружение команды, представляющей собой точечный источник запаха минимальны. Если команда находится с наветренной стороны от района поиска, она должна попытаться переместиться на подветренную сторону. Сможет ли снайперская команда передвигаться скрытно от визуального наблюдения кинологов розыскной группы, определяется характером местности и условиями видимости. Помните, прочесывание не всегда проводится за пределами лесного массива. Проведение поиска вдоль опушек или в 50-100 метрах в глубине лесного массива, определяется направлением ветра.
Если снайперская команда оказалась внутри района поиска, она имеет несколько вариантов действий. Кинологи зависят от радиосвязи и часто не имеют визуального контакта друг с другом. Если ориентировочный район нахождения снайперской команды определили с помощью радиоперехвата, поисковая сеть в начале прочесывания будет недостаточно плотной. Снайперская команда имеет небольшой шанс скрыться и уйти от обнаружения в плотном кустарнике или среди деревьев. Большие группы, как правило, будут обнаружены. Кроме того, снайперская команда может иметь возможность уничтожить кинологов и выскользнуть из поисковой сети.
Кинолог вместе с собакой скрывается за укрытием. Он ищет какое-либо движение, а затем пускает вперед собаку по прямой линии. Обычно, когда собака убежала вперед на 50-75 метров, кинолог ее отзывает обратно, после чего медленно выдвигается вперед и всегда от укрытия к укрытию. Чтобы возвратить собаку, команды подаются голосом и жестом с дублированием свистком. Если кинолог убит или тяжело ранен после того, как он выпустил собаку, но до того, как он ее отозвал, собака будет продолжать вести случайный поиск дальше от кинолога. Обычно через несколько минут собака возвращается к другому кинологу или к последнему местоположению своего бывшего кинолога. Это создает брешь в линии прочесывания шириной 25-150 метров. Возможные ответные действия остальных членов поисковых групп заставляют снайперов действовать быстро. Учитывая высокую плотность радиосвязи, в радиосети быстро обнаружат пропажу раненого кинолога. Убийство собаки до уничтожения кинолога задержит поиск лишь на несколько минут. Собаки являются настолько надежными, что если собака немедленно не возвращается, кинолог поймет, что что-то не так.
Если снайпер не имеет огнестрельного оружия, поединок человека с собакой является опасным. Одиночная собака относительно легко может быть обезврежена ножом или большой дубинкой. Снайпер должен располагаться низко и наносить удар снизу вверх, используя запястья, но никогда не бить сверху вниз. Собаки очень быстры и будут пытаться схватить за пах или ноги. Большинство служебных собак обучаются захватам за пах или горло. Если снайпер действует один, он должен стараться избежать столкновения с двумя или более собаками.
Розыскные группы с собаками являются серьезной угрозой для снайперской команды. Небольшие и легковооруженные, они могут расширить район, который может прочесать подразделение по охране тыла. Из-за эффективности такой группы и недостатка у неё огневой мощи, у снайперской команды может возникнуть соблазн уничтожить такую легкую цель. Должна ли команда сражаться или избежать столкновения, зависит от складывающейся обстановки и определяется командиром команды. Уничтожение или нанесение потерь розыскной группе только подтвердит противнику наличие в районе снайперской команды. Уничтожение розыскной группы должно применяться только в чрезвычайных ситуациях или в качестве последней меры.