Длительные путешествия сквозь заснеженные угодья всегда непростая задача, облегчить которую способны моторизированные транспортные средства. Первым, приходящим на ум вариантом может быть снегоход. И это неслучайно, ведь он обладает хорошей скоростью и позволяет перемещаться вдвоем и даже с небольшим грузом. Но есть одно небольшое но. Он дорог, и на него нужны права, что весьма ограничивает владение данной техникой на практике. Но, не стоит переживать в последнее время появилась довольно неплохая, бюджетная, надежная и удобная альтернатива снегоходу, а именно мотобуксировщик (он же мотособака). О том, что же это такое, для чего нужно и как правильно выбрать сегодня и расскажем.
Мотобуксировщики это довольно компактные транспортные средства с гусеничным движителем, не предполагающие непосредственного наличия места для водителя или пассажиров на своем корпусе. Вместо этого, к ним прицепляются сани или волокуши, в которых и располагается водитель мотособаки. Одним из преимуществ такого решения является не только простота управления и хорошая проходимость, но и высокая грузоподъемность. Ведь ничто не мешает собрать из саней целый автопоезд, и перемещаться по заснеженным пространствам с небольшой компанией и грузами. К слову, именно это делает мотособаки довольно удобными не только для рядовых поездок на охоту или рыбалку, но и для эвакуационных мероприятий (когда необходимо уйти подальше от цивилизации, а на дворе мороз и сугробы).
Немаловажными преимуществами являются и малая шумность работы бензинового двигателя этих устройств, а также небольшой расход топлива (примерно в 5 раз меньший по сравнению со снегоходами или квадроциклами). Последний, наряду с возможностью нагрузить одни из буксируемых саней емкостями с топливом, обеспечивает внушительный запас хода, позволяющий применять мотособаку не только в коротких вылазках, но и в многодневных экспедициях. Тем более, что ее технически простая конструкция весьма ремонтопригодна, что дает возможность производить небольшие ремонтные работы прямо под открытым воздухом. Что же касается грузоподъемности, то все здесь зависит от конкретной модели. К примеру, некоторые образцы отечественного производства способны без перегрузок перемещать полезную нагрузку до 1 тонны и даже более. А для большинства рядовых китайцев пределом является и 300 кг (что, впрочем, тоже очень хорошо).
Что же касается недостатков мотобуксировщик, то и они конечно существуют. И самым главным из них является небольшая скорость. Она составляет, в среднем, 35 км/ч (у очень редких моделей она может быть на 5-10 км/ч выше). Конечно, такие показатели весьма далеки от характеристик снегохода, но зато мотособака не подлежит регистрации в ростехнадзоре и не требует наличия прав, в отличие от последнего. Среди других недостатков можно назвать определенную сложность в управлении, к которому надо привыкнуть. Дело в том, что на неровном рельефе местности мотобуксировщик может вести себя крайне неустойчиво, что потребует определенной реакции и приложения силы для того, чтобы не потерять управление. В остальном же, мотособака отличное и недорогое транспортное средство для зимнего времени года и даже межсезонья.
Перед тем, как приступить к выбору мотособаки, стоит определиться с ее предназначением. Для простых поездок в лес или на рыбалку вполне хватит более бюджетной, легкой и маломощной модели, способной тащить за собой ездока и небольшую поклажу. А вот для обслуживания дальнего зимовья, долгих экспедиций или эвакуации со снаряжением в леса на неопределенный срок лучше выбирать более тяжелые и мощные модели, способные тянуть значительный груз (масса которого в дороге может как уменьшаться, так и увеличиваться). Что же касается остальных важных моментов, то мы просто перечислим их ниже.
Все мотособаки делятся на 2 основных типа заднеприводные и переднеприводные. Заднеприводные модели более управляемы и маневренны, а также меньше повреждаются при столкновении со скрытыми под снегом препятствиями (за счет того, что их носовая часть во время движения оказывается слегка приподнятой). При этом, они с большим трудом передвигаются по действительно глубокому рыхлому снегу, а потому универсальными их назвать нельзя. В свою очередь, переднеприводные мотособаки хуже управляются и ими сложнее маневрировать (особенно, когда на пути много препятствий). Но, зато их проходимость находится на самом высоком уровне, и даже по глубокой рыхлой снежной целине они пройдут без какого-либо труда и перегрузок двигателя. А потому, для средних и северных широт (а в особенности, если вы предполагаете буксировать целый поезд волокуш с тяжелым грузом) стоит рекомендовать именно этот вариант.
Здесь, как и в предыдущем случае, встречается всего 2 стандартных варианта обычная (1,45 м) и короткая (1,25 м). Мотособаки первого типа более проходимы благодаря меньшему давлению на снег и более рациональной компоновке с возможностью применения более тяжелого (и мощного) двигателя. Преимуществом вторых же является исключительно компактность, облегчающая их транспортировку при помощи легковых транспортных средств. Так что, если добираться до леса вам придется на авто рассмотрите последний вариант. Во всех же остальных случаях выбирайте первый.
Это основной рабочий параметр любой мототехники, и мотобуксировщик здесь не исключение. Как рекомендуют сами производители, для одиночных поездок с учетом небольшого дополнительного груза вполне хватит двигателя на 6-6,5 л.с. Для поездок с напарником или транспортировки тяжелых предметов потребуется движок уже на 8-9 л.с. Ну, а если вам нужен универсальный помощник, который даст возможность путешествовать по лесу с целым поездом прицепов, перевозить небольшую команду единомышленников или возить напиленные дрова, стоит приобретать модели с мотором, развивающим не менее 15 л.с. А лучше больше. Причем, в последнем случае перечисленные выше параметры (тип компоновки и длина базы) становятся наиболее важны, из-за чего делая выбор, нужно учитывать все характеристики в комплексе.
Она подразделяется на две категории редукторную и вариаторную. Мотособаки с редуктором при прочих равных стоят дешевле, максимально плавно трогаются с места и разгоняются, а также отличаются ремонтопригодностью. А буксировщики с вариатором хоть и стоят дороже при прочих равных условиях, но как показывает практика, практически не ломаются. А это огромный плюс при активной эксплуатации транспортного средства.
Наиболее распространенными на моделях отечественного производства гусеницами являются изделия шириной 380 и 500 мм (для импортных мотособак могут быть и некоторые другие варианты). Узкие гусеницы, как правило, устанавливаются на технику с легким мотором и, как следствие, малой мощностью. Они обеспечивают ей достаточно хорошую маневренность, что может быть важно при передвижении по пересеченной местности. Однако, какой-то суперпроходимости от таких мотобуксировщиков ждать не стоит. А вот мотособаки с гусеницами шириной 500 мм отлично себя чувствуют даже на рыхлом или наполненном водной снегу. Ведь из-за большой площади опоры их давление на поверхность ниже, а сцепление с ней лучше. А потому, если вам нужна универсальная техника для серьезных целей не экономьте на ширине ее движителя.
От нее зависит управляемость, проходимость, а также возможность мотособаки передвигаться не только по снегу, но и по другим поверхностям. Наиболее бюджетным вариантом среди всех является склизовая подвеска, при которой гусеницы опираются на неподвижную направляющую, при движении по которой образуется трения скольжения. Такая система обеспечивает буксировщику отличную проходимость даже по самому рыхлому снежному покрову, но ограничивает его применение по голому льду. Это вызвано очень быстрым износом движителя из-за отсутствия естественной смазки в виде снега.
Вторым распространенным видом подвески является катковая. Она является универсальной, и позволяет путешествовать без какого-либо вреда для техники как по снегу, так и льду и даже замерзшей земле. Правда, ходовые характеристики у мотособак подобного типа немного ниже, чем у предыдущего, если дело касается глубокой снежной целины. Решить эту проблему призван третий вариант подвески, а именно модульный. Он позволяет за несколько минут заменять склизы на катки, и наоборот в зависимости от предполагаемых условий эксплуатации, что весьма удобно.
Кроме перечисленных выше, существует и четвертый вариант подвески пневмокатковая. Она аналогична катковой с той лишь разницей, что вместо металлических роликов в ней используются пневматические колеса. Такое решение призвано улучшить ходовые качества при движении по глубокому снегу и болотистой местности, но на практике высокая эффективность такого решения достигается не всегда, из-за чего мотособаки с подвеской такого типа относительно редки.
Для расширения возможностей мотособаки производители предлагают всевозможные приспособления, наиболее популярным среди которых является ездовой адаптер. Он предполагает наличие сиденья, руля и лыжных полозьев, что позволяет быстро превратить буксировщик в импровизированный снегоход. Конечно, прироста скорости такая модификация не даст, а вот удобства во время одиночных поездок налегке явно добавит. А потому, при выборе мотособаки обязательно следует учитывать и предлагаемое производителями дополнительное оснащение с возможностью его установки на понравившуюся модель.
Ниже мы приведем наиболее популярные модели мотособак, которые подойдут для использования в различные сезоны года и даже в самых тяжелых условиях эксплуатации.
Тяжелый отечественный мотобуксировщик, имеющий собственную массу около 120 кг. Оснащен 17-ти сильным мотором объемом 420 куб. см, позволяющим развивать скорость до 50 км/ч и передвигать грузы весом до полтонны. При своих характеристиках имеет расход топлива около 3 л/ч, а вместимость бака составляет чуть менее 6 л. В качестве движителя применяется гусеница шириной 500 мм, обеспечивающая хорошую проходимость по рыхлому снегу.
Стоит отметить, что данная модель широко применяется в условиях крайнего Севера, и отлично себя зарекомендовала даже при резкоотрицательных температурах воздуха. Она подходит для транспортировки целого поезда саней с грузами или пассажирами, что делает ее особенно удачной для регулярной эксплуатации.
Преимущества:
Недостатки:
Еще одна мощная мотобуксировщик, поставляемый с движком на 15, 17 и даже 18,5 л.с. Он имеет продуманную ходовую, вариаторную трансмиссию с возможностью включения реверсивного движения и качественную тормозную систему. Последняя дает возможность останавливать при внезапными препятствиями практически моментально, что делает использование буксировщика не только комфортным, но и безопасным.
Что же касается его гусеничного движителя, но он выполнен узким, с шириной 380 мм. Такое решение делает мотособаку еще и маневренной, позволяя легко передвигаться на ней по сложной пересеченной местности. Правда, подобное решение имеет и отрицательный момент, а именно увеличение давление техники на поверхность снега. По этой причине, даже оснащенный самым мощным движком Бурлак-М лучше не нагружать более, чем на 350 кг. при движении по снежной целине. А вот по накатанной дороге он способен показать и куда более впечатляющий результат.
Необходимо упомянуть и о такой важной особенности данного мотобуксировщика, как продуманная бортовая электрическая сеть. В нее входит не только стандартное оснащение, но и подогрев руля, его же подсветка и расположенная на нем же дополнительная розетка, что делает мотособаку крайне удобной в использовании как в сильный холод, так и в темное время суток.
Достоинства:
Недостатки:
Облегченный мотобуксировщик, поставляемый на рынок в нескольких вариантах исполнения. В зависимости от них, его масса может колебаться от 90 до 105 кг., что делает обращение с ним довольно простым (например, когда необходимо загрузить его в прицеп автомобиля). Изделие оснащается 14-ти сильным двигателем, позволяющим ему тянуть около 350 кг. полезного груза (но стоит учитывать, что в зависимости от характера пути эта цифра может как падать, так и расти).
Ширина гусеничного движителя мотособаки составляет целых 550 мм, что обеспечивает ей отличную проходимость, а также позволяет преодолевать всевозможные неровности рельефа без особого труда. Вдобавок к этому, буксировщик хорошо поддается ремонту, и при том практически не ломается (о чем свидетельствуют отзывы практических пользователей). А потому, если вам нужна проста, компактная и проходимая техника, на эту модель обязательно стоит обратить пристальное внимание.
Достоинства:
Недостатки:
Надежный буксировщик, в котором применено много оригинальных технологических решений. Оснащается бензиновым мотором на 13 л.с., позволяющим тянуть сани или санный поезд с общей нагрузкой до 500 кг. Отлично подходит для поездок как глубокому снегу, так и по наледи, льду и даже земле (тем более, что для данной модели доступны два варианта заменяемой подвески, что позволяет устанавливать подходящую в зависимости от условий применения).
Расход горючего довольно небольшой (чуть больше 2,5 л/ч), что в сочетании с объемом бака в 6,6 л. обеспечивает внушительный запас хода. Мотобуксировщик отлично справляется с подъемами и другими препятствиями, что дает возможность путешествовать на ней по местности со сложным рельефом.
Преимущества:
Недостатки:
Один из лучших мотобуксировщиков российского производства, сочетающий в себе удобство, надежность и высокую проходимость. Имеет гусеничный движитель шириной 500 мм при общей длине корпуса 1450 мм. Построен на базе облегченной рамы из металла толщиной 3 мм, обеспечивающей ему небольшую массу (всего 90 кг) и достаточную прочность.
В сочетании с мощным двигателем, это позволяет буксировать по хорошей трассе до 750 кг. полезной нагрузки, что является впечатляющим результатом для такой небольшой мотособаки. А вот по снежной целине модель потянет не более 350 кг., что также неплохо. Тем более, что небольшой расход топлива обеспечивает изделию внушительный запас хода, и позволяет применять его для дальних поездок или экспедиций.
Преимущества:
Недостатки:
из-за за небольшой массы может быть сложен в управлении при преодолении серьезных препятствий.
Оригинальный мотобуксировщик, выпускающийся на предприятии, расположенном в Архангельской области. Оснащается 15-ти сильным двигателем, потребляющим около 3,2 л. в час и позволяющим тянуть до полтонны и более прицепного груза по любой поверхности.
Отличительной особенностью этой модели является высокая устойчивость и проходимость, дающая возможность преодолевать с нагрузкой подъемы с углом возвышения до 35 градусов, что является лучшим показателем среди всех героев сегодняшнего обзора. Благодаря этому, а также надежной трансмиссии с возможностью реверса и широкой гусенице (500 мм), эту мотособаку можно рекомендовать для использования в холмистой местности, а также для применения в длительных экспедициях.
Преимущества:
Недостатки:
Неплохой бюджетный мотобуксировщик для поездок на охоту или рыбалку. Как и предыдущий герой обзора, отличается высокой стабильностью во время движения (благодаря которой практически никогда не заваливается) и легко преодолевает даже крутые подъемы. Мотор этой мотособаки имеет мощность 15 л.с., и обеспечивает ей тяговое усилие до 350 кг.
Ходовая часть представлена роликовой подвеской, позволяющей использовать изделие как на снегу, так и на льду, грязи и земле. Такая универсальность в сочетании с надежностью и ремонтопригодностью, делает эту модель одной из самых популярных на отечественном рынке.
Преимущества:
Недостатки:
Широкоуниверсальная мотособака, которая подойдет как для коротких поездок, так и для длительных экспедиций. Отличается гусеницей шириной 500 мм, мотором мощностью 11 л.с. и катковой подвеской. Несмотря на свои достаточно умеренные характеристики (которые, к слову, обуславливают доступную цену данного изделия) может без труда тянуть до 300 кг, а по хорошей накатанной трассе даже больше. Отличается простотой и прочностью конструкции, из-за которой не боится постоянной эксплуатации и хорошо поддается ремонту.
Модель собрана на модульной базе, в том числе с применением узлов снегохода Буран (а именно в качестве элементов переднего привода). Все это позволяет буксировщику разгоняться до внушительных 60 км/ч, что позволяет быстро перемещаться на нем по практически любой местности. Приятным бонусом, который явно оценят любители ночных поездок, станет мощная светодиодная фара на 30 Вт.
Преимущества:
Недостатки:
Несмотря на свое японское происхождение, этот мотобуксировщик собирается в России, что позволяет совместить в нем превосходное качество и надежность с ценовой доступностью (естественно, по сравнению с зарубежными аналогами такого класса) и наличием на рынке запчастей. Он имеет мощную стальную раму и двигатель на 15 л.с., позволяющий тянуть при скорости 45 км/ч. до 450 кг. полезного груза (не считая массы ездока с экипировкой, который располагается непосредственно на корпусе тягача благодаря его переднеприводной компоновке).
Продуманная конструкция этого буксировщика позволяет использовать его в самых тяжелых условиях, включая глубокий снег, грязь, лед и замерзшую почву. При этом, расход топлива составляет всего 2,5 л./ч, что делает его еще и экономным. Единственным явным недостатком мотособаки является лишь ее цена, которая начинается от 120.000 рублей. Правда, большинство практических пользователей заявляет, что с учетом реальных эксплуатационных характеристик аппарата она более, чем разумная.
Преимущества:
Недостатки:
Мощный мотобуксировщик, способный при своем движке в 15 л.с. с легкостью тянуть более 500 кг нагрузки, развивая скорость до 15 км/ч. Имеет как ручной, так и электрический стартер, светодиодную фару для ночных поездок, подогрев рукояток руля и трансмиссию с возможностью включения заднего хода. Благодаря таким характеристикам, является одним из лучших тяжелых буксировщик отечественного производства, и прекрасно подходит для многодневных экспедиций или хозяйственного использования.
Не боится глубокого рыхлого снега, сугробов, наледи и больших уклонов, и хорошо передвигается практически по любой местности. Вдобавок к этому, подвеска выполнена максимально мягкой, так что небольшие препятствия, встречающиеся в пути, остаются ездоком практически незамеченными. В качестве трансмиссии применен вариатор Сафари, отличающийся высокой надежностью и неприхотливостью, но вместе с тем -обеспечивающий довольно плавное троганье с места. Стоит изделие около 110.000 р.
Преимущества:
Недостатки:
В обзоре приведены далеко не все мотособаки отечественного производства, и среди оставшихся также имеются весьма достойные модели. И самое главное при выборе это руководствоваться не только их собственными характеристиками, но и предполагаемыми особенностями и условиями использования. И только в этом случае вы приобретете друга, который будет служить вам верой и правдой в течение многих лет, не подводя в пути, и не ломаясь.