От редакции. Сегодняшняя статья создана на основе весьма грамотных тезисов и предположений о правильном транспорте выживальщика, которыми любезно поделился наш читатель Дмитрий (за что ему большое спасибо!). Чем же конкретно эти тезисы нам показались интересными? А тем, что в данном случае рассматривается не бугурт-мобиль для зомби-апокалипсиса и не вечный Интерцептор Мэд Макса для выживания в постапокалиптическом мире, а вполне обычный стоковый автомобиль, которые послужит семье из 3-4 человек транспортом для эвакуации из города в случае ЧС, на расстояние 300 1000 км, с возможными остановками-ночёвками в пути.
Под гипотетической ЧС предполагается:
и так далее и тому подобное.
Предполагается, что в результате какой-либо или нескольких одновременно из описанных выше ЧС на основных транспортных магистралях (да и не только на них) возникнут пробки, да такие, что будет занята обочина и всё пространство правее, где может проехать автомобиль. Также предполагается неконтролируемый разгул преступности, а на выездах из города буду созданы КПП военных (или иных хороших или плохих группировок).
Поэтому автомобиль для эвакуации из города должен обладать рядом качеств, которые позволят ему, например, не только везти людей и большое количество вещей, но при этом оставаться неинтересным для стороннего наблюдателя, набирать достаточную скорость по асфальтированным дорогам, но при этом уметь передвигаться при отсутствии дорог, причём имеется ввиду не только пересечённая местность за городом, но и городские препятствия дворы, бордюры, легкие заборы и ворота.
Но давайте обо всё по порядку.
Многие жители больших городов, задумывающиеся о возможной эвакуации в случае наступления БП, стараются заранее приобрести соответствующее авто, которое поможет без лишних проблем уехать подальше из опасной зоны. И, как правило, их выбор останавливается на мощных внедорожниках или машинах военного дизайна. Но, насколько обоснован такой выбор в условиях наступления войны? Давайте попробуем разобраться.
Прежде, чем перейти к описанию подходящих моделей, следует для начала разобраться каким именно критериям они должны отвечать, чтобы служить своему хозяину верой и правдой и не принести ему лишних проблем.
Она подразумевает лишь одно ваш автомобиль для эвакуации не должен выделяться среди общего потока машин и привлекать внимание. Причин для этого сразу несколько.
Во-первых, все внедорожники (и особенно Уазики, Буханки и другой транспорт в стиле милитари) может быть просто изъят на ближайшем КПП для нужд вооруженных сил.
Во-вторых, он может быть принят за военный транспорт (в том числе используемый ДРГ, из-за чего не стоит слишком уповать и на джипы гражданского облика) отрядами противника и, соответственно, подвергнут обстрелу или попросту уничтожен.
В-третьих, большая машина всегда будет одной из главных целей для любых бандитов или мародеров. Особенно, если она заряжена на дальние экспедиции. Один только ее внешний вид сразу же сообщит представителям криминального мира о том, что кроме самого транспортного средства тут есть чем и еще поживиться (включая припасы, медикаменты и оружие). А потому, от моделей, попадающих под перечисленные выше признаки (а также от всевозможного обвеса в виде хай-джеков, дополнительной оптики на крыше, груженого верхнего багажника) лучше сразу отказаться, поскольку потерять их будет проще простого.
Несмотря на то, что джипы не являются самым лучшим вариантом автомобиля для экстренной эвакуации, не стоит впадать и в другую краткость, полагаясь на всевозможные паркетники. Ведь проходимость способна выручить в дороге не один раз, но не в виде езды по болотам и другому бездорожью, а в качестве возможности срезать путь через дворы, кусты, обочины и другие небольшие, но препятствия. Плюс, в случае эвакуации загород не стоит списывать со счетов и вероятность поездок по разбитым грунтовкам, причем не только в сухую погоду, но и после дождя. Исходя из этого, оптимальными вариантами станут небольшие внедорожники и универсалы с достаточно высоким клиренсом.
Оперативно уезжая из дома в случае угрозы, нельзя не позаботиться о запасе провианта, вещей, медикаментов и других средств первой необходимости. Сейчас мы не будем говорить о том, что именно взять и как подготовить тревожный чемоданчик, но скажем пару слов о том, как все это перевозить. Четырехколесный транспорт с закрытым багажником подойдет идеально, ведь не остановив его трудно будет определить, есть ли что-нибудь внутри (а значит и риск потенциальной конфискации имущества или банального ограбления в дороге будет гораздо ниже). По этой причине, от машин с багажником на крыше (особенно, если он открытый, и на него прицеплена куча мешков) следует сразу отказаться, как и от пикапов.
Последние не только позволяют потенциальному противнику или бандитам оценить количество перевозимого добра, но и сами собой представляют хорошую цель (поскольку часто используются диверсионными подразделениями и партизанами благодаря возможности установки в кузов пулемета или другого легкого вооружения). По этой же причине стоит отказаться и от мотоциклов с квадроциклами, которые хоть и удобны, но при большой массе багажа и другого обвеса способны сразу вызвать подозрение. Более того, из-за частого применения мототранспорта ДРГ, такая поездка может закончиться очень быстро и весьма печально (особенно, при пересечении зоны боевых действий как по дороге, так и по внедорожью).
Несмотря на мощность и надежность дизельных движков, для эвакуации в случае БП стоит отдать предпочтение машинам с бензиновым мотором. Причин тут несколько. Во-первых достать этот вид топлива в пути гораздо проще, а проблем с ним меньше (особенно, в зимнее время года). Во-вторых, более тихий звук работы двигателя также станет плюсом к незаметности. Особенно если придется проезжать малооживленные участки трассы без других машин. В-третьих, выполнить полевой ремонт бензинового движка (или даже просто заменить свечи) намного проще, чем дизельного. К этому следует добавить и наличие множества контролирующей электроники, выход которой в случае БП (из-за различных факторов) весьма вероятен. Поэтому, следует придерживаться правила чем проще, тем лучше.
Покрышки эвакуационного авто должны быть рассчитаны на езду как по асфальту, так и по легкому бездорожью, благодаря чему наиболее оптимальным протектором станет AT. При этом, от чего-то более жесткого, рассчитанного специально на бездорожье, лучше отказаться. Почему смотреть пункт о незаметности. Диски следует брать штампованные (или кованные, если позволяют средства) из-за простоты их ремонта в дорожных условиях. По этой же причине не стоит забывать и о запасных камерах, которых следует взять 2 (а при возможности и все 4). Причем, это касается даже бескамерных шин. Ведь при их сквозном повреждении собранное таким образом эрзац-колесо будет позволять хоть медленно, но ехать. А это самое главное для любого транспорта.
Чтобы максимально слиться с толпой, лучше отказаться от авто с камуфляжной окраской и черным цветом кузова. От первых по понятным причинам. А от вторых потому, что они также могут быть приняты за транспорт должностных или иных важных лиц, и быть остановлены или подвергнуты обстрелу противником. Оптимальным вариантом станут любые гражданские цвета ярко зеленые, красные, темно-синие и другие, не выделяющиеся из общего пестрого потока на оживленной трассе.
От всевозможных надписей, наклеек или флагов (указывающих на принадлежность к какой-либо из сторон) лучше также отказаться. Во-первых, при проезде оккупированных зон они могут восприняты врагом как призыв к действию. А во-вторых, при длительном движении по бездорожью или даже пыльной автостраде грязь сделает их плохо различимыми, а потому не имеющими какого-либо практического смысла.
Говоря о том, что машина должна выглядеть максимально гражданской, без огромных люстр, домкратов и лопат на крыше, следует сказать и о том, какое снаряжение обязательно стоит держать при себе. Так, не обойтись без хорошего домкрата (но компактного и лежащего в багажнике, а не хай-джека). Также, следует иметь насос и компрессор (а лучше тот и другой и в паре экземпляров) для подкачки шин. Ведь со спущенными колесами авто теряет всякий смысл, превращаясь в заметное и легкоуничтожимое укрытие от дождя. Не стоит забывать и о лебедке, но не внешней электрической, а небольшой ручной, с тросом достаточной длины. Что же касается дополнительного освещения, то его следует установить (или сделать съемным) в задней части авто для хорошего обзора при движении задом в кустах и других аналогичных местах.
Подготавливая машину к возможной эвакуации, не стоит забывать и о таких простых вещах, как набор инструментов (который должен быть достаточным даже для потенциально сложного ремонта в полевых условиях), домкрат, буксировочные тросы и запас топлива. Последний не должен быть избыточным (занимая место других нужных вещей), но при этом достаточным для длительного движения без заезда на заправки (которые, к тому же, могут быть недоступны или уничтожены во время боевых действий).
Приведя основные критерии подбора, следует упомянуть и о наиболее подходящих с данной точки зрения моделях, являющихся более-менее доступными на отечественном рынке.
Одна из самых популярных машин у выживальщиков, охотников, рыболовов и просто любителей дикой природы благодаря своей доступной стоимости, ремонтопригодности, хорошей проходимости относительной комфортабельности. По большинству признаков она практически идеально подходит для роли эвакуационного гражданского автомобиля. Но, определенные проблемы заключаются в том, что среди потока более мирных авто она все-таки будет выделяться, повышая риск досмотра или конфискации. А с учетом того, что эту модель очень любят всевозможные диверсионные группы с любых сторон конфликта (что хорошо показывает картина текущих боевых действий), то риск попасть на ней под случайный обстрел также велик.
Легкий кроссовер, который по своей проходимости и другим характеристикам во многом приближен к полноценному внедорожнику, что делает его весьма неплохим вариантом. Вдобавок к этому, он относительно бюджетен, благодаря чему часто встречается на дорогах России и ближнего зарубежья. Это позволяет без труда слиться на нем с потоком машин, не вызывая лишних подозрений, избежав таким образом проверок и другого нежелательного внимания (кроме случаев, когда военные будут останавливать и обыскивать все, что хоть немного вместительнее обычного купе). Кроме того, Дастер имеет мощный и надежный двигатель, просторный салон и багажник, позволяющий взять с собой практически все необходимое, не размещая его на крыше автомобиля.
Еще один достаточно популярный автомобиль, который вряд ли вызовет серьезные подозрения у окружающих. При этом, он является полноценным рамным внедорожником, самым близком аналогом которого для российских автолюбителей является УАЗ. Но, в отличие от последнего, он имеет гражданский облик, вместительный багажник и меньший расход топлива при практически равной проходимости, обусловленный проработанной подвеской и большим клиренсом. Еще одним плюсом этого автомобиля является и его цена, которая практически сопоставима со стоимостью предыдущего героя нашего обзора. Из минусов Great Wall H3 можно назвать лишь крупные размеры, из-за которых его нельзя полностью списывать со счетов в кандидаты для потенциальных проверок.
Еще один гражданский кроссовер с небольшим весом и вместительным багажником. Вряд ли вызовет пристальное внимание у военных и полиции не только благодаря своему мирному внешнему виду, но и благодаря популярности, из-за которой он часто встречается на наших дорогах. Одной из его отличительных особенностей является высокий клиренс (который в российском исполнении составляет 180 мм, что на 10 мм выше, чем у машин, поставляемых в Европу). Он позволяет без труда перемещаться по бездорожью, а также преодолевать всевозможные препятствия в виде кустов или ям на дорогах. Но, одним из главных недостатков этого кроссовера является достаточно большое потребление топлива, что в некоторых случаях может стать проблемой. Особенно, если уезжать предполагается на большое расстояние.
Хэтчбек с вместительным багажником, просторным и комфортным салоном, мощным двигателем и, что самое главное, весьма высокой проходимостью. Именно благодаря последней (согласно отзывам очень многих владельцев этого авто) он и попал в сегодняшний обзор. Несмотря на то, что клиренс у этой модели не самый большой, она без труда проедет не только по самой плохой дороге, но и по умеренному бездорожью. При этом, в отличие от внедорожников и кроссоверов, эта машина имеет полностью гражданский внешний вид, и вряд ли сможет привлечь к себе пристальное внимание не только в потоке, но и при небольшом количестве других автомобилей на трассе.
Для тех, кто все-таки склоняется к внедорожникам, вполне можно рассмотреть и этот вариант. Он сочетает в себе мирный облик, багажник достаточного объема, надежный мотор и достаточную распространенность на дорогах страны. При этом, для модели характерны определенные проблемы с подвеской, из-за чего не следует рассчитывать на ее использование в условиях реального бездорожья. Последние вполне могут закончиться плачевно (о чем довольно часто сообщают реальные владельцы). Но, тем не менее, именно как автомобиль для эвакуации за умеренную цену и с рядом плюсов этот Сузуки подойдет.
Еще один популярный компактный кроссовер, часто встречающийся на российских дорогах. Отличается общей надежностью, хорошей проходимостью (обусловленной высоким клиренсом и небольшой массой), а также большим багажником и просторным салоном. Последние позволяют разместить достаточный запас вещей, а также без лишнего дискомфорта эвакуироваться всей семьей или просто небольшой группой. Из недостатков следует отметить определенную требовательность к топливу, а также высокий риск поломок в дороге для автомобилей с большим пробегом (которых в нашей стране большинство).
Одна из самых удачных моделей среди героев сегодняшнего обзора, сочетающая в себе преимущества всех компактных кроссоверов, но при этом обладающая и рядом дополнительных плюсов. В их числе доступность полноприводных модификаций, большой клиренс и наличие специальной системы off-road, что позволяет эксплуатировать это авто не только при движении по трассе, но и при преодолении различных труднопроходимых участков. При этом, его миролюбивый внешний вид и популярность в нашей стране позволят избежать лишних подозрений со стороны как мирных граждан, так и военных.
Легкий внедорожник, отличающийся маневренностью, надежностью и отличной проходимостью. Прекрасно подойдет для сельской местности, а вот в городе или на оживленной трассе в военное время может вызвать определенные вопросы (точно также, как и привычная всем Нива). При этом, риск попасть под подозрение на этом авто гораздо ниже, чем на том же УАЗе или пикапе, из-за чего не стоит списывать эту модель со счетов. А мощный двигатель, достаточно большой багажник и комфортный салон делают ее достаточно неплохим вариантом, но только с учетом всех сказанных выше особенностей, которые несомненно стоит учитывать.
Перечисленные выше марки и модели не являются единственными возможными вариантами. И подбирать автомобиль, предназначенный для экстренной эвакуации себя и своей семьи следует, исходя из собственных возможностей и окружающей действительности. Но, при этом, мы рекомендуем придерживаться приведенных сегодня советов, которые помогут выбрать не только надежное, но и действительно безопасное транспортное средство, которое поможет сохранить здоровье и жизнь не только в мирное, но и в военное время.