Поговорим о всём том, что придётся вытерпеть пострадавшему после получения травмы, от момента её получения, и до полного выздоровления (или наоборот, смерти):
Давайте представим себе все этапы оказания медицинской помощи от момента получения человеком травмы и до окончательного выздоровления. Пусть гипотетическим пострадавшим у нас будет взрослый мужчина 25-35 лет, не имеющий никаких сопутствующих заболеваний и не принимающий лекарств, с неосложненным аллергологическим анамнезом, который упадет и получит травму в виде открытых переломов правой голени и левого плеча.
Вид порванной кожи с торчащими из раны обломками костей пугает в первую очередь самого пострадавшего, поэтому он может причинить самому себе дополнительные повреждения, например, порвать артерию обломками костей.
Предотвращение дальнейших повреждений фиксацией тела пациента. То есть оказывающий помощь спасатель должен продемонстрировать пострадавшему, что он знает, как и что нужно делать, и пострадавший должен неукоснительно выполнять все его указания, если не хочет остаться инвалидом. Если пострадавший не воспринимает обращенную к нему речь, пытается встать, несмотря на запрет, или двигает сломанными конечностями, спасателю необходимо применить силу.
Закрываем раны стерильными салфетками или куском стерильного бинта. Не бинтуем, а именно закрываем. Осматриваем пострадавшего для исключения других повреждений (головы и шеи, сломанных ребер, костей таза), исключаем потенциально жизнеугрожающие повреждения (такие как нарушения дыхания и продолжающееся кровотечение, пневмоторакс, тампонаду перекарда). Добавим к условиям задачи, что никаких других повреждений, кроме вышеназванных переломов, мы не обнаружили.
После осмотра ищем в своем оснащении или вокруг себя материал для изготовления шины. Самое главное условие при шинировании шина должна фиксировать два смежных сустава (для голени это коленный и голеностопный суставы, а для плеча плечевой и локтевой). Далее, не снимая стерильную ткань, которой вы закрыли раны, начинайте накладывать шины, стараясь как можно меньше двигать травмированными конечностями. Торчащие из раны обломки косей не бинтовать, порванную одежду не снимать!
После шинирования необходимо обезболить и успокоить пострадавшего. В полевых условиях самым безопасным обезболивающим средством является холод. Из медикаментов под свою ответственность можете применить Парацетамол и препараты, содержащие Ибупрофен в таблетках (Нурофен-экспресс, Некст). Акупан (Нефопам) внутримышечно, если он у вас есть. Как быстродействующее успокаивающее средство можно применить фенобарбиталсодержащие капли, такие как например Корвалол или Валокардин или же более безопасные, но менее эффективные капли, содержащие Димедрол например Валемидин. С каплями, как и с алкоголем, будьте аккуратнее, хотя бы потому, что при травмах при поступлении в лечебное учреждение всегда берется кровь на содержание алкоголя, а все перечисленные капли содержат алкоголь.
Обезболили и успокоили? Дождитесь специализированной помощи. Пострадавшему можно пить при условии, что нет тошноты и рвоты. При их появлении, а так же при необходимости опорожнить мочевой пузырь положение тела пострадавшего даже с наложенными шинами не менять! Так же в ожидании помощи хорошо бы дополнительно согреть пострадавшего, аккуратно подложив под него коврик пенку, а сверху укрыть одеждой. Часто люди терпят боль, мобилизуя свою психику. Но всему есть предел, так что при длительном ожидании эвакуации будьте готовы к неадекватному поведению и даже внезапной агрессии со стороны пациента.
Скорая помощь, медицина катастроф, врач или фельдшер в бригаде спасателей МЧС проведут медицинский осмотр с обязательным измерением АД и подсчетом пульса, обеспечат сосудистый доступ и введут обезболивающий и при необходимости успокаивающий препарат, оценят правильность наложенных вами шин и, если вы перестарались, заменят вашу импровизированную шину на табельную из медицинского комплекта. Во время самой эвакуации старайтесь не мешать спасателям, но уточните у старшего группы, можно ли вам эвакуироваться вместе с пострадавшим? Если нельзя, то дайте ему с собой деньги, паспорт и телефон с зарядкой, уточните, в какое лечебное учреждение он будет доставлен.
При эвакуации из труднодоступной местности пострадавшего вряд ли вас сразу же доставят в травматологический центр. Скорее всего, это будет центральная районная больница, где нет томографа, рентген сломан или же отсутствуют необходимые специалисты. Но даже если в стоящей посреди леса ЦРБ все это есть, то следует уяснить, что при принятии правильного решения врачу важно не само исследование, а грамотное описание его результатов. В ЦРБ рентгенологами могут быть терапевты или врачи-лаборанты. Они, конечно, когда-то прошли обучение и все имеют сертификаты, но как показывает практика, сертификат не гарантирует наличие знаний. Поэтому по результатам исследований часто даются заключения общими фразами, ссылаясь на малую информативность исследования, выполненного на устаревшей аппаратуре. В ЦРБ хирурги общего профиля одновременно являются и травматологами и урологами и гинекологами.
Это я к тому, что им проще выполнить ампутацию, чем пытаться соединить осколки сломанных костей. Но в обязательном порядке вам должны ввести антибиотики, противостолбнячный и противогангренозный иммуноглобудины и в течение 6 часов с момента поступления провести репозицию костей, фиксацию их спицами, выполнить ПХО (первичная хирургическая обработка) раны. Далее вам обязаны предложить пройти лечение в специализированном травматологическом центре, если лечение сложное, или же выписать с рекомендациями. Спросите об этом своего лечащего врача на очередном обходе.
Если вы просто лежите, и к вам никто не подходит, вас не обезболивают или же назначенного обезболивания для вас недостаточно, несмотря на проводимое лечение сохраняется температура, отек и боль в месте повреждения звоните в департамент здравоохранения. Но не по тому телефону, который вам дадут врачи, или номеру, который написан на доске информации, а по тому, который указан на официальном сайте Минздрава.
То же самое вам следует сделать, если врачи настаивают на ампутации, не предоставляют костыли, требуют сдать телефон, отказываются выдать копии медицинских документов. Вам обязаны организовать перевод в специализированный травматологический центр. Как вариант для ускорения процесса можете помимо Минздрава позвонить еще и в свою страховую компанию, выдавшую вам полис ОМС.
Практически в каждом городе Подмосковья есть ЦРБ, но лечатся в ней либо совсем уж не имущие пенсионеры, или же случайно оказавшиеся в городе люди (например туристы или дачники). И вот этим туристам предлагается заплатить за металлоконструкции или за то чтобы все было быстро и хорошо. Быстро бывает и то не всегда, даже за деньги, а вот чтобы хорошо я давно не видел. Практически все люди, прооперированные в ЦРБ Подмосковья, едут повторно оперироваться в ЦИТО (Центральный Институт Травматологии и Ортопедии).
Так не проще ли оплатить свое лечение в ЦИТО сразу же? Поверьте, стоимость официальных и не официальных медицинских услуг не сильно отличается. Принимая решение, где лечиться и кому верить, необходимо ориентироваться не на отзывы врачей о самих себе, а на отзывы тех, кто лечился в этой больнице до вас, и желательно с аналогичной травмой.
В качестве примера приведу случай, когда я умышленно снял со стола мотоциклиста со сломанными руками, найдя противопоказания к немедленной операции. Наши хирурги очень хорошо его обезболили наркотой, после чего взяли согласие на ампутацию обеих рук. Руки у парня были теплые, значит, кровоток в них был удовлетворительный, а это значит, что можно было хотя бы попытаться сохранить ему ладонь и пальцы. На мой вопрос Зачем? хирурги-травматологи ответили, что таких травм они видели мало и не уверены, что смогут правильно сопоставить сломанные кости, поэтому если не срастется, то лучше ампутировать. Когда парень пришел в себя, я дал ему телефон консультативного центра в ЦИТО. Недавно видел его на улице со здоровыми руками.
Забудьте то, что вы видели в фильмах, как люди с переломами лежат на скелетном вытяжении и о том, что видели картинки загипсованных по горло людей, можете больше не вспоминать, так как эти методы лечения отошли в прошлое. Сегодня отломки костей скрепляются специальными металлоконструкциями, а традиционный гипс стал пластиковым. И про болезненные перевязки с подтягиванием винтов стержневого аппарата Елизарова тоже забудьте, так как сейчас в приоритете регионарные методы обезболивания. Не одноразовая новокаиновая или проводниковая блокада, а установка под УЗИ наведением микрокатетера вблизи блокируемого нерва с постоянной подачей анестетика. Мощная, но короткая антибиотикотерапия для подавления неизбежного при открытых переломах остеомиелита (воспаление надкостницы), ранняя активизация и физиотерапия.
Тут уже всё будет зависеть от вас. Перед выпиской вас направят на консультацию к врачуреабилитологу, который выдаст вам серию предписаний и порекомендует комплекс физиотерапевтических упражнений (лечебную физкультуру). Обычно в этом есть необходимость тогда, когда имеется тугоподвижность в суставах, атрофия мышц, были повреждены нервы жгутом или неправильной иммобилизацией. Будете вы заниматься лечебной физкультурой или нет решать вам.
Полное выздоровление без последствий или же с минимальными последствиями возможно только при своевременно выполненном оперативном вмешательстве в течении 3-6 часов с момента получения травмы. Не ПХО раны с погружением и фиксацией отломков костей, а окончательное восстановление целостности кости. Если этот срок упущен, то весьма велик шанс потерять травмированную конечность. В случае, если её все же удастся сохранить, то полноценно двигаться вы уже вряд ли сможете. Лечебная физкультура может уменьшить тугоподвижность мышц, но вряд ли полностью ликвидирует последствия. Так что пока лечитесь, прорабатывайте в мозгу дизайн своей будущей трости.
Если вы бесстрашный герой одиночка и собираетесь сопротивляться насильно устанавливаемому режиму при гипотетическом БП, то перед тем, как лезть под пули или в травмоопасное место, озаботьтесь вопросом о том, кто вас оттуда будет эвакуировать и куда? Если некому и некуда, то не надо питать иллюзий вы обречены.
Впрочем, повезли же два придурка тещу 70 лет в Доминикану, где она померла от КОВИДа, перезаражав перед этим весь самолет. Или на 24-й неделе беременности с угрозой прерывания непременно надо было лететь в Тайланд. Теперь одни по телевизору побираются, чтобы выехать из страны с ребенком, а другие чтобы труп тещи вернуть на родину.
Так что нет препятствий патриотам!