Услышал
забыл.
Увидел запомнил.
Сделал понял.
Конфуций
SERE: американская военная программа подготовки к выживанию.
Часть 2
SERE (Survive, Evade, Resist, Extract) выжить,
уклониться, сопротивляться, выбраться. Система подготовки
американских и НАТОвских военнослужащих к выживанию в дикой природе
и во враждебной городской среде.
В первой части материала мы дали
общий обзор системы SERE по подготовке к выживанию в различных
природных условиях. Сейчас рассмотрим учебные планы для каждой из
трёх ступеней обучения.
Первая ступень обучения
Базовые навыки системы выживания SERE даются новобранцам и
кандидатам в офицеры в ходе обязательного курса молодого бойца. Эта
часть включает в себя основы следующих дисциплин:
- Марш в составе своего подразделения днём и ночью
- Простое (не скрытное) передвижение на местности в условиях
средней полосы Базовые навыки маскировки и камуфляжа
- Топография, работа с компасом, движение по азимуту
- Личная гигиена в полевых
условиях, обеззараживание воды химическими средствами Оказание
простейшей доврачебной помощи фиксация переломов костей, растяжений
связок и вывихов суставов, остановка кровотечения и наложение
повязок на огнестрельные / осколочные ранения, эвакуация
пострадавшего
- Устройство простейшего убежища из плаща-пончо для одной ночёвки
в тёплое время года

На фото вверху: военнослужащий обустраивает простейшее укрытие
из тента; внизу занятие по нанесению камуфляжной окраски.

Вторая ступень обучения
Тренинги второго этапа проводятся в специализированных лагерях
для каждого типа природной среды Арктика и высокогорье, средняя
полоса, джунгли, пустыня, открытое море.
На этом этапе изучаются следующие темы:
- Личные вещи и предметы, которые не рекомендуется брать с собой
на боевое задание (вылет); полезные вещи в дополнение к стандартной
экипировке и снаряжению.
- Принятие после приземления ключевого решения: оставаться на
месте или передвигаться? Факторы, влияющие на это решение.
- Выработка плана действий.
- Психологические аспекты выживания преодоление боли, голода,
жажды, усталости, недостатка сна, чувства одиночества и
обречённости; позитивный настрой и воля к жизни.
- Смекалка и находчивость нестандартное использование обычных
вещей, их частей и деталей.
- Наработка адаптации к жаре и холоду, пребыванию в воде.
- Способность употреблять незнакомую, необычную и
непривлекательную пищу.
- Продвинутая полевая медицина и личная гигиена помощь при
пищевых отравлениях, химических и температурных ожогах,
обморожениях, укусах зверей и насекомых, обработка ран, мозолей и
потёртостей кожи; спальные принадлежности и уход за ними;
поддержание чистоты тела и зубов; аптечка и её комплектация.
- Погодные условия и предсказание изменения погоды по природным
признакам.
- Особенности различных ландшафтов, их растительный и животный
мир; опасные животные и вредные растения; полезные и съедобные
растения.
- Открытое море и океанские течения; живые существа, его
населяющие; акулы и медузы; как оставаться на плаву в спасательном
жилете в одиночку и в группе; спасательные плоты на одного, двух и
более человек; как выбраться из воды на плот; выживание на
спасательном плоту и способы добраться до берега.
- Местное население: враждебное, нейтральное и дружественное;
предварительное изучение местных традиций и обычаев; контакты с
населением признаки его враждебного и дружественного отношения;
торговля и обмен; личные вещи, подходящие для обмена.
- Поддержание оптимальной температуры тела влияние солнца,
морской воды, ветра и осадков; принцип многослойности одежды;
одежда, обувь и стельки, уход за ними; защита от солнца, перегрева,
переохлаждения и осадков в различных климатических зонах; питьевой
режим; защита органов дыхания и глаз; спальные мешки; накомарники и
противомоскитные сетки; портянки и обмотки.
- Укрытия и убежища на местности в различных климатических
зонах.
- Добыча огня различными способами и его сохранение; костры и их
типы.
- Экипировка и снаряжение использование парашюта и верёвок
(парашютных строп); типы узлов и их предназначение; личный набор
для выживания, его комплектация для различных задач и природных
зон.
- Вода её источники, признаки наличия и добыча, сбор дождевой
воды и использование талого снега, очистка воды различными
способами.
- Источники пищи растения и животные разных климатических зон;
рыбная ловля и охота, собирательство; добыча еды воровством у
местного населения; приготовление пищи и её сохранение впрок в
полевых условиях.
- Ориентирование и навигация продвинутые методы ориентирования по
звёздам, Луне и Солнцу, природным признакам; навигационные системы
и GPS.
- Передвижение на местности в различном климате, в т.ч по снегу и
в горах; снегоступы заводского изготовления и самодельные;
передвижение ночью и в условиях плохой видимости; скрытность
передвижения и отдыха на привалах, уничтожение следов своего
пребывания; преодоление открытых пространств, проволочных
заграждений и линейных объектов.
- Сплав по реке на стандартных резиновых лодках; изготовление плотов из дерева
и подручных средств.
- Национальная служба спасения, её методы поиска и
эвакуации.
- Подача сигналов самолётам и вертолётам службы спасения с
земли.
- Как безопасно быть поднятым на борт вертолёта.
В курсе SERE не изучается строительство капитальных убежищ типа
блиндажа и землянки предполагается, что пилот остаётся на месте
крушения лишь несколько суток до момента обнаружения поисковыми
службами либо он самостоятельно двигается в безопасное место.

На фото вверху: военнослужащие ВВС учатся разводить костёр
дакота, внизу тренировка по ориентированию в зимних условиях.

Третья ступень обучения
Третий этап с середины 1990-х не является обязательным. Его
проходят факультативно по желанию или целенаправленно лишь для
отдельных военных специальностей. Темы для изучения на третьем
этапе:
- Психологические аспекты пребывания в плену, воля к
сопротивлению и уверенность в себе; противодействие физическому и
психологическому давлению; преодоление стресса
индивидуально и в группе, взаимопомощь в группе заключённых.
- Период адаптации к окружающей среде; анализ окружающей среды,
места заключения и системы охраны, сбор информации о них.
- Разработка плана побега в основном и запасном вариантах.
- Подготовка к побегу из плена индивидуальная и групповая.
- Продвинутые методы камуфляжа и маскировки, в том числе от
наблюдения с воздуха.
- Сокрытие подготовки и факта побега.
- Стандартные методы действия поисковых групп, уход от
преследования, противодействие поисковым собакам.
Во время третьего этапа программы SERE инструкторы могут
переодеваться в форму условного противника или в полувоенную одежду
неких партизан-террористов.

На фото вверху: эпизод тренинга третьего этапа SERE курсанты
попали в плен; внизу курсант находится в плену у террористов.

Хотя программа SERE ориентирована преимущественно на выживание в
дикой природе, в её составе есть спецкурс бомжевания
выживания в городе на территории условного противника. Этот раздел
рассматривает:
- типы городских планировок; части города деловой центр, жилые
районы, окраины и трущобы, промышленные зоны; развалины и
разнообразие типов временных укрытий, укрытие под автомобилем и
внутри брошенного автомобиля;
- ориентирование в незнакомом городе без карты и GPS; знаковые
объекты и здания
- личный набор выживания для города;
- маскировку под малоимущего / нищего местного жителя или
работника коммунальных служб дворника, уборщика мусора;
- концепцию серого человека;
- передвижение вечером и ночью, сохранение главного направления
при передвижении;
- лазание по стенам и водосточным трубам; использование подземных
коммуникаций для передвижения и временных укрытий;
- использование транспортных средств (в том числе угон автомобиля
и захват водителя в качестве заложника), подготовка автомобиля для
эвакуации из города и длительной поездки; метро и наземный
общественный транспорт;
- добывание без денег еды и питьевой воды (либо иных
напитков);
- стандартные методы работы полиции и служб охраны
правопорядка;
- эвакуацию из города вертолётом службы спасения, на угнанном
(захваченном) автомобиле, выход пешком.

На фото вверху тренировка использования городских коммуникаций,
внизу преодоление стен при помощи узких простенков.

Слухи вокруг SERE, скандалы, расследования
Как ни удивительно, безобидная и на первый взгляд гуманная,
направленная на спасение пилотов, программа SERE время от времени
попадает в центр скандалов и расследований.
Ходят упорные слухи, что на третьем этапе программы по заказу
американских спецслужб отрабатываются методы физического и
психологического давления на заключённых, в качестве которых в
тёмную используют курсантов; что инструкторы SERE привлекаются к
проведению форсированных допросов во всех
вооружённых конфликтах с участием США.
До некоторых пор обучение SERE охватывало все три ступени в
обязательном порядке. Курсанты периодически жалуются на то, что на
третьем этапе тренинга инструкторы перегибают палку в своём
стремлении к реализму для имитации реального плена.
В середине 1990-х в газеты и на телевидение попало ведомственное
дело расследования по жалобе курсантки академии ВВС Элизабет Саум
(Elizabeth K. Saum). 19-летняя Саум подала иск о том, что во время
обучения в академии летом 1993 года при прохождении обязательной
программы SERE инструкторы подвергали её словесным оскорблениям,
угрозам изнасилования, имитировали удушение, подолгу пребывая в
неудобных позах в заключении она дважды теряла сознание.
Воспитанную в строгих религиозных традициях Саум заставляли
раздеваться публично и против своей воли смотреть жёсткое порно. По
окончании курса SERE она получила тяжелейшее нервное расстройство с
ночными кошмарами, без того худая ещё сильнее потеряла в весе и не
смогла продолжать обучение в академии.
Военные изо всех сил затягивали разбирательства, процесс тянулся
около трёх лет, в итоге дело замяли. Элизабет Саум по-тихому
уволили из ВВС по состоянию здоровья, получила ли она денежные
компенсации и как наказали виновных неизвестно. Но после этого
скандала 3-ю ступень обучения с пребыванием в плену исключили из
обязательной программы SERE.
Проблема пришла откуда не ждали
В последние годы в США появляется всё больше частных фирм,
которые предоставляют гражданским лицам услуги по тренингу
выживания на природе подобные курсы для богатых становятся всё
более модными. Не изобретая велосипед, эти компании копируют
наработки программы SERE 1-й и 2-й ступеней обучения и переманивают
к себе опытных военных инструкторов, предлагая им зарплаты намного
выше военных, лучшие условия труда и прочие плюшки. Из-за этого в
вооружённых силах США медленно, но верно растёт нехватка опытных
инструкторов по обучению выживанию.
Программы, похожие на SERE, имеются почти во всех странах НАТО,
а там, где подобные тренинги отсутствуют ввиду их высокой стоимости
например, в Польше местные военные проходят подготовку в США.
Несмотря на все издержки и скандалы, программа SERE может
использоваться как образец для копирования в подготовке
выживальщиков. Учебные материалы по ней в меньшей степени по
третьей ступени имеются в свободном доступе.