Психологическая подготовка, настрой и мотивация занимают важнейшей место в вопросах выживания. Если у человека, оказавшегося в критической ситуации, отсутствуют сила воли и мотивация на выживание, то любая самая навороченная экипировка будет бесполезна. Тему психологии в выживании нужно разделить на несколько основных направлений:
Вопросами психологического тестирования на профессиональную пригодность впервые озаботились американцы более ста лет назад. Впервые тесты на профпригодность были применены в 1908 году в Бостоне для набора водителей трамваев первый случайных людей набор на эту работу привёл к высокой аварийности, многочисленным ДТП и большим ущербам для страховых компаний. Поэтому были разработаны первые методики тестирования будущих вагоновожатых, а затем и представителей прочих профессий, включая военных.
В 1917 году перед вступлением США в первую мировую войну психологи обследовали около 1,7 миллиона рекрутов с целью их тестирования на предмет годности к службе в различных родах войск и выявления потенциальных офицеров. Результаты были признаны полезными и дальнейшие работы в области военной психологии продолжались: уже в годы второй мировой было протестировано 20 млн рекрутов и 40 тысяч действующих офицеров. С тех пор американцы постоянно нарабатывали опыт, улучшали методики. В 1947 году для профориентации молодёжи они создали общенациональную службу психологического тестирования в образовании. Боевые действия США в Корее, Вьетнаме и в Ираке-Афганистане дали ещё больше материала для исследований, особенно в плане поведения бойца в бою и снятия посттравматического синдрома.
После перехода США в 1973г на полностью профессиональное комплектование вооружённых сил особенно сильно появилась необходимость психологического тестирования кандидатов в рекруты. Были разработаны комплексные психологические тесты, позволяющие оценить морально-волевые качества, уровень общих знаний и кругозор, мотивацию человека. С 1982 года тестирование потенциальных рекрутов и действующих военнослужащих в США проводится на компьютерах, включённых в единую базу данных.
В настоящее время психологическое тестирование в вооружённых силах США применяется на всех этапах: начиная с тестирования учащихся старших классов школ (и да, эти данные передаются в министерство обороны, там обрабатываются и хранятся на случая большой войны), тестирования кандидатов в рекруты и в офицеры, тестирования действующих военнослужащих (особенно при продвижении по службе и после выхода из горячих точек).
Один из основных тестов на определение уровня общих знаний тест ASVAB, который включает в себя вопросы из школьной программы по математике, естественным наукам, грамматике, общим знаниям, английскому языку, вопросы на пространственное мышление, всего девять областей знаний. Тест принят на вооружение в 1976 году, в 2002-2004 годах он был серьёзно переработан. Результаты оцениваются по нескольким показателям, каждый по шкале от 1 до 99 баллов включительно. Результаты по категориям вопросов затем суммируются в общий балл, в зависимости от которого рекрут зачисляется в одну из групп:
I | 93 99, выдающийся результат |
II | 65 92, отлично |
IIIA | 50 64, выше среднего |
IIIB | 31 49, средний результат |
IVA | 21 30, ниже среднего |
IVB | 16 20, ниже среднего |
IVC | 10 15, ниже среднего |
V | 1 9, не поддаётся обучению |
Минимальные суммарные проходные баллы для поступления на службу по родам войск:
сухопутные войска | 31 |
морская пехота | 32 |
военно-воздушные силы | 36 |
флот | 31 |
береговая охрана | 40 |
национальная гвардия | 31 |
По результатам ASVAB особым образом высчитывается предрасположенность кандидата к тем или иным военным специальностям. В отдельных случаях его могут принять на службу с баллами ниже минимальных например, если кандидат владеет редким иностранным языком, то он ещё имеет шанс завербоваться в ВВС. Либо в береговую охрану, если кандидат с баллом ниже проходного согласен на конкретную специальность, где не требуется высокая квалификация.
Чем больше баллов получено, тем больше военных специальностей открывается для новобранца и тем больше бонусов он может получить в будущем например, выбирать место службы, рассчитывать на более льготные денежные кредиты, возможность получения дополнительной военной специальности и т.д.
Завалившие тест имеют право на первую пересдачу через 30 дней, на вторую ещё через 30 дней и на третью через 6 месяцев. Военнослужащие США могут уже находясь на службе пересдавать тест ASVAB для получения более высокого балла обычно подобное практикуется при перезаключении контракта и перехода на более престижную / денежную специальность.
На фото вверху: американские военнослужащие пересдают тест ASVAB, 2011г; внизу матросы пересдают тест на борту авианосца Bataan.
В англоязычном варианте тест имеется в интернете в свободном доступе (здесь, например). В США издаются учебники для подготовки к сдаче ASVAB-теста. Полное тестирование рекрута в момент его вербовки занимает целый день, включая три часа только на ASVAB в письменном варианте (полтора часа в компьютерной версии). Компьютерная версия теста устроена так, что если человек правильно отвечает на вопрос, то следующий вопрос по этой же теме будет сложнее, если ошибается следующий вопрос легче. По результатам тестов потенциальному новобранцу предлагают на выбор несколько военно-учётных специальностей (ВУС).
Существует версия теста ASVAB для оценки знаний старшеклассников.
Система предварительного тестирования в ВС США показывает, что при грамотном её применении отсев непригодных в процессе обучении снижается с 30-40% до 5-8%, аварийность по вине персонала снижается на 40-70%, затраты на подготовку специалистов уменьшаются на 30-40%.
Подробнее о тестировании американских рекрутов (и об изучении английского) расскажет Иван Руденко, в недавнем прошлом военнослужащий армии США (техник сухопутных войск по обслуживанию вертолётов), ещё раньше лейтенант ВС Украины:
Аналогичный американскому подход относительно военной психологии используется в других странах похожие системы тестирования рекрутов ещё с середины 1970-х применяют в Великобритании, Франции, Швеции, Италии, Германии. Максимально точное определение параметров личности новобранца позволяет подобрать ему оптимальную военную специальность, качественно провести обучение, и затем наиболее полно использовать потенциал военнослужащего.
Нельзя сказать, что в СССР и в нынешней России
психологической подготовке и тестированию рекрутов и военных совсем
не уделялось внимание. Отечественные наработки появились ещё в
1960-е, к концу 1970-х была разработана система тестирования
Polytest (к сожалению, на тот момент не внедрённая в жизнь). К
этому же времени были опробованы тесты для оценки качеств будущих
военных лётчиков, подводников и сотрудников спецподразделений. В
1986 году было проведено масштабное психологическое исследование
среди рядовых и офицеров, проходивших в тот момент службу в
Афганистане, а в 1989 среди вернувшихся с этой войны.
К сожалению, в отличие от планомерного подхода американцев, военная
психология в СССР развивалась рывками, без наличия какой-либо
программы. Лишь с 2000 года введено добровольное психологическое
тестирование призывников-срочников в военкоматах, с 2018 года эта
процедура обязательная.
В отличие от США, в России нет единого универсального теста у нас отдельно оценивают:
Кроме того, оценивается общая психомоторика и реакция, пространственное воображение, внимание, лидерские качества, краткосрочная и долговременная память, координация движений. Тест на профпригодность для службы по контракту можно найти здесь.
Если вы хотите пройти психологическое тестирование углублённо, то обратитесь к тестам по калифорнийской методике CPI и фрайбургской FPI, межличностному тесту ДМО Лири, многоаспектный тест MMPI2 (он же СМИЛ). Так же будут полезны тесты М. Рокича, Д. Голланда, анкета Йовайши, методика Р. Кеттелла, тесты Кудера и Стронга на интересы и наклонности, тест Айзенка на темперамент всё это можно найти онлайн бесплатно и без регистрации. Для гарантированного результата (например, зачисления в спецподразделения) следует в каждом тесте набрать не менее 80% от максимального результата.
Продолжение следует